Расчет высоты полета

Расчет предусматривает учет погрешностей барометрического высотомера путем ввода поправок в показание прибора для получе­ния действительного значения измеряемой величины. Он выпол­няется либо для определения показания прибора, обеспечивающе­го выполнение полета на заданной истинной высоте, либо для оп­ределения истинной высоты полета по показанию прибора. Ука­занные расчеты выполняются для уровня давления, который будет
установлен на высотомере: аэродрома взлета, минимального при­веденного по маршруту или 760 мм рт. ст.

Определение показания высотомера от давления аэродрома для полета на заданной истинной высоте производится при выпол­нении полетов по маршруту на вертолетах без выхода из района аэродрома с посадкой на аэродроме взлета. Расчет выполняется по формуле

#пр. аэр = #„ст + Д#рел + Д#бар — Д^темп. (3.11)

Пример. Истинная высота стрельбы неуправляемыми ракетами 100 м по цели (Ярел —840 м). Вылет с аэродрома (ЯаЭр=220 м), ририв< аэр = = 761 мм рт. ст., Рприв. цели = 758 мм рт. ст., температура воздуха у земли /0=—15° С, на высоте tH = — 20° С, учет ДЯСуМ согласно таблице поправок (табл. 3.1). Определить показание высотомера.

Решение. 1. Находим поправку на изменение рельефа: ДЯрвл = 840— —220=+620 м.

2. Определяем значение высоты относительно аэродрома: Я0тн=ЯИст+

+д#Рел = 100+620=720 м.

3. Находим ошибку за счет наклона изобарической поверхности в районе цели по формуле (3.8): ДЯбар = П (761—758) =+33 м.

4. Определяем значение высоты с учетом наклона изобарической поверх — НОСТИ: Яиспр^Яотн — f-ДЯбар720-j“33=753 м.

5. Находим сумму температур: ^о+^н=—15—20=—35° С.

6. Определяем показание точного прибора, учитывая методическую тем­пературную поправку на НЛ-10М (рис. 3.14): Ят. пр=840 м.

7.

Подпись: Нцспр~753М Рис. 3.14. Определение Ят. пр на НЛ-10М

Находим показание высотомера, учитывая суммарную поправку прибора по табл. 3.1: ЯПр = 860 м.

Выдерживание расчетного значения высоты по прибору обеспе­чивает выход в точку пуска ракет на заданной истинной высоте.

При выполнении полетов в районе аэродрома по кругу, в зону и при заходе на посадку поправка за изменение рельефа учиты­вается назначением приборных высот, гарантирующих от столк­новения с земной поверхностью. Барическая погрешность при нез­начительной продолжительности полета мала и не учитывается. Температурная погрешность не учитывается, так как она бу­дет иметь одинаковое значение на приборах всех воздушных су­дов, выполняющих полет на одной высоте в данном районе. С уменьшением высоты она уменьшается и в момент приземления равна нулю. В таких условиях летчик в полете учитывает только суммарную поправку высотомера согласно таблице поправок (табл. 3.1)’. Так заданной высоте 600 м соответствует показание прибора #пр=610 м.

Определение показания высотомера от давления аэродрома для полета на заданном эшелоне выполняется в том случае, ког­
да высота выдерживается от уровня аэродрома взлета, а полет выполняется на эшелоне, что имеет место при наличии на верто­лете одного высотомера. Расчет выполняется по формуле

Япр. аэр = #эш— П (760—Раэр)- (3.12)

Пример. Задано пересечь воздушную трассу на эшелоне Яэш=1800 м с вы­держиванием высоты от уровня аэродрома /?аэр = 740 мм рт. ст.

Решение. 1. Находим показание точного прибора для полета на эшело­не: Япр. аэР = 1800—11 (760—740) = 1800—220 = 1580 м.

2. Входим по значению высоты (эшелона) точного прибора в графу 1 таб­лицы поправок (табл. 3.1), затем в графе 3 отсчитываем показание высото­мера: ЯПр = 1595 м.

Определение показания высотомера от давления аэродрома для полета по маршруту на высоте ниже нижнего эшелона выполняет­ся, как правило, в случае, когда маршрут не выходит за пределы района аэродрома (аэроузла). Расчет выполняется по формуле:

Подпись: (3.13)Япр. аэр—Ямарш~Ь 1 1 (Рприв. аэр Рприв. мин)»

где Ямарш—заданная высота полета по маршруту ниже ниж­него эшелона,

Рприв. аэр — давление на аэродроме, приведенное к уровню моря, Рприв. мин—минимальное атмосферное давление в районе аэро* дрома (аэроузла) или на участке маршрута, приве­денное к уровню моря и времени полета с учетом ба­рометрической тенденции.

Пример. Выполнить полет по маршруту с выдерживанием высоты от уров­ня аэродрома. Заданная высота полета Ямарш=300 м, абсолютная высота аэродрома Яаэр=П0 м, давление на аэродроме, устанавливаемое на шкале барометрического высотомера раЭр = 748 мм рт. ст., по прогнозу дежурного синоптика минимальное атмосферное давление в районе аэродрома (по марш­руту), приведенное к уровню моря /Рприв. мин = 755 мм рт. ст. Рассчитать ЯПр. аэр»

Решение. 1. Находим значение давления на аэродроме, приведенного к уровню моря:

Рприв. аэр = Разр-р^азр/11 = 748—|— 110/11 =758 ММ рт. СТ.

2. Находим показание точного барометрического высотомера:

Ят, Пр. аэр = Ямарш“Ь 1 1 (Рприв. аэр—Рприв. мин) = 300 + 1 1 (758—755) =333 М.

3. Находим по таблице поправок (табл. 3.1) показание высотомера:

Япр. аэр =:310 м.

Расчет истинной высоты полета по показанию прибора выпол­няется по формуле:

Яист = ЯПр. аэр “Г АЯтемп АЯбар АЯрЄд. (3.14)

Пример. Определить истинную высоту пролета вертолета над точкой релье­фа, абсолютная высота которой Ярел = 500 м, высота уровня аэродрома Я аэр = 270 м, если показание высотомера Япр. аэр = 920 м по давлению аэрод­рома рприв. аэр = 755, /Рприв. мин = 750 мм рт. СТ., to = —25° С.

Решение. 1. Находим показание точного прибора по табл. 3.1:

Япр. аэр = 900 M.

ДЯтемп = [(—25—15)/300] 900=—120 м.

3. Подпись:Находим высоту, исправленную на температурную поправку:

ЯИСпр = 900+ (—120) =780 м.

4. Определяем барическую поправку высотомера по формуле (3.8):

ДЯбаР= И (755—750) =+55 м.

5. Находим относительную высоту:

Яотн = Яиспр—(itДЯбар) ^780—55=725 м.

6. Определяем поправку на изменение рельефа местности по формуле <3.10): ДЯрел =500—270=+230 м.

7. Находим истинную высоту полета:

Яист=Яотн—(±ДЯрСЛ) =725—230=495 м.

Расчет высоты полета Подпись: (3.15)

Определение показания высотомера относительно минималь­ного приведенного давления выполняется, как правило, в случае перелета ниже нижнего эшелона на большую дальность. Установ­кой минимального приведенного давления устраняется баричес­кая погрешность высотомера, повышается безопасность от столк­новения с земной поверхностью. Расчет выполняется по формуле

где Язад— заданная истинная высота.

Пример. Выполнить перелет на высоте Язад = 200 м, t0=—25° С.

Решение. 1. Находим на полетной карте в установленной полосе марш­рута с помощью горизонталей наибольшую абсолютную высоту рельефа

(#Рел=260 м).

2. Определяем относительную высоту, обеспечивающую полет по маршруту на высоте не менее заданной:

Яотн = Язад+Ярел =200+260 = 460 м.

3. Находим температурную поправку высотомера по формуле (3.9):

Подпись:ДЯтеМп = [ (—25—15)/300] 460=—61 м.

4. Определяем высоту, исправленную на ДЯТемП:

Япр. приd = 460— (—61) = 521 м.

5. Находим по таблице поправок (табл. 3.1) показание высотомера: #Пр=530 м.

При встрече с искусственными препятствиями, превышающими высоту полета, их обход осуществляется не ближе 500 м (как пра­вило, отворотом вправо).

Для расчета истинной высоты полета обратная задача реша­ется по формуле:

Расчет высоты полета(3.16)

Определение показания высотомера относительно уровня с давлением 760 мм рт. ст. (для полета на эшелоне) ЯПр выпол­няется учетом суммарной поправки высотомера с помощью таб­лицы поправок.

Пример. Определить показание высотомера для полета на эшелоне #эш=1800 м.

Решение. Находим по таблице поправок (табл. 3.1), что эшелону 1800 м соответствует показание прибора Япр = 1820 м.

Методические (температурная и барическая) погрешности бу­дут иметь место, но у всех воздушных судов в данном районе они одинаковые и не нарушат эшелонирование, поэтому их не учи­тывают. Погрешность на изменение рельефа местности учитыва­ется назначением такого эшелона, который гарантирует пролет над наивысшей точкой земной поверхности в полосе маршрута на высоте не менее заданной.